Мусульманская молодёжь (партия)

Мусульманская молодёжь (партия) — исламская фундаменталистская организация образованная в конце 1950-х — начале 1960-х годов в Афганистане (Королевство Афганистан) профессором теологии Кабульского университета Гулямом Мохаммадом Ниязи. В конце 1960-х годов наиболее активно действовало студенческое крыло партии — «Джаванан-е мусульман».
Главная роль в формирования мусульманского молодежного движения «Джаванан-е мусульман» и привлечения новых членов принадлежит Абдурахиму Ниязи. Благодаря ему «Джаванан-е мусульман» очень быстро достигла пика популярности, и большое число студентов стали членами этой организации.
По общему числу мнений учёных и исследователей, что «Джаванан-е мусульман» под руководством Абдурахима Низи впервые проявились, как консолидированная политическая сила в 1969 году. В состав Совета «Джаванан-е мусульман» тогда вошли: Мавлави Хабиб ар-Рахман, Абдул Кадыр Тавоно, доктор Мухаммад Омар, инженер Гульбетдин Хекматияр, инженер Хабиб ар-Рахман, инженер Сайфудин Насратьяр, Гулям Раббани Атиш, Сейид Абдуррахман, профессор Гул Мухаммад и другие.
В середине 60-х годов теологический факультет Кабульского университета стал главным центром подпольной исламской политической активности. Под руководством декана данного факультета профессора Г.М. Ниязи была создана исламская группа, членами которой стали студенты и преподаватели университете. Приблизительно на этот же период приходится создание группы и на инженерном факультете того же университета, признанными лидерами которого стали Гульбеддин Хекматияр, Сейфуддин Нафатьяр и Хабиб Рахман. Они становятся инициаторами объединения исламских двух групп в университета.
В 1969 году после тайного собрания данных групп на квартире у признанно авторитетного в Кабуле профессора богословского факультета у из числа руководителей организации «Братья мусульмане» — Бурхануддин Раббани была образована первая афганская исламская фундаменталистская организация «Мусульманская молодежь».
Главным органом организации являлся «Высший совет», в него входили учредители партии: Г. М. Ниязи, Б. Раббани, М. Тавана, А. Р. Сайяф, Г. Хекматияр. Деятельностью военного крыла руководили Г. Хекматияр и С. Нафатьяр. «Мусульманская молодежь» стал ударной силой исламской радикальной организации «Братья мусульмане», с самого начала деятельности заявив о себе, как крайне экстремистская организация.

История создания и политическая платформа

По мнению французского исследователя О. Руа — первый исламистский кружок назывался «Устад» (Наставник), в дальнейшем переименованный в «Исламское общество Афганистана», также его называли «Исламским движением»: Тахрек-е Ислами, Нахзат-е Ислами. Другие учёные утверждают: первые кружки исламистского характера появились в середине 60-х годов. В частности советский исследователь В.Н. Спольников, придерживается мнения, что основателем исламистского движения в Афганистане является профессор теологии Гулям Мохаммад Ниязи. Движение зародилось в 1957 году, по инициативе профессора Г.М. Ниязи, который сформировал маленькую ячейку своих сторонников в семинарии Абу Ханефа в Пагмане. Движение особенно быстро стало набирать своих сторонников после смещения правительства М. Дауда в 1963 году.
Профессор Г.М. Ниязи к тому времени уже стал признанным лидером исламистов в Афганистане. К началу 1973 года тайная организация исламистски настроенных профессоров структурировала свою организацию, назвав её «Братья-мусульмане». Была избрана «Шура» (совет) под руководством Бурхануддина Раббани.
При содействии организации «Братьев-мусульман» в Кабульском университете начала свою деятельность правая религиозно-политическая группа «Мусульманская молодежь», в руководящий состав которой вошли: Гульбеддин Хекматьяр, Абдуррахим Ниязи, Абдуррасул Саяф и Раббани Пагмани. Важно отметить, большинство состава её членов, не имели базового религиозного образования и не имели контактов с клерикальным духовенством.
Подавляющая часть членов исламистской организации обучались в светских учебных заведениях, однако находились под сильным влиянием трёх мусульманских богословов-фундаменталистов: индийского мусульманина Абул Хассана Али Надави, основателя пакистанского «Джамите-ислами», руководителя движения за более исламский Пакистан Абул Али Маддуди и основателя исламистской экстремистской организации «Братья-мусульмане» в Египте Сайеда Кутба.
Огромную помощь в создании данных исламистских организаций осуществляли богословы Саудовской Аравии. Исламисты распространяли Коран на все аспекты государственной и общественной жизни. Право на существование светских понятий: национализма, либерализма, демократии, капитализма, социализма, коммунизма исключались.
Государство планировалось использовать, как инструмент для достижения своих целей. Государство, по мнению «Мусульманской молодёжи», необходимо для установления идеологических основ на принципах ислама, которыми являются Коран и Сунна.
Основополагающими принципами партии «Мусульманская молодёжь» являлись: государство должно управляться теми, кто верит в идеологию ислама, причём — просто веры в бога недостаточно, чтобы управлять государством. Руководителями исламского государства могут быть те, чья жизнь целиком и полностью посвящена соблюдению и осуществлению законов ислама. «Не мусульманские» элементы в истинном исламском государстве должны быть полностью исключены из повседневной жизни. Суверенитет должны ограничивать деятели мусульманского права по законам шариата. Государство, по мнению «Мусульманской молодёжи», это проведение бога другими средствами, они отвергали реформистские принципы и взывали на политическую борьбу против неверных и атеистов — джихад, конечная цель которого состояла в захвате государственной власти.
Членами партии «Мусульманской молодёжи» преимущественно являлись представители семей средних и мелких землевладельцев, которые в победе исламистской диктатуры видели гарантии их социального благополучия. Врагами партии назывались активные деятели леводемократического блока и прогрессивная интеллигенция. В среде студенчества Кабульского университета и семинарии Аби Ханефа, членами «Мусульманской молодёжи» проводилась активная пропаганда. Произведения Кутба были переведены на языки народов Афганистана, также увидел свет «Трактат джихада» — призыв против леводемократического сил, который распространялся студентами.
Активные акции протеста против преобразований в стране начали проводить в период политического кризиса начала 1970-х годов. В мае 1970 года активисты «Мусульманской молодёжи» собрали в Кабуле более полутора тысяч мулл, требуя запрета деятельности прогрессивных и леводемократических партий. Акции и выступления «Мусульманской молодёжи» проходили по всей стране. Лишь насильственная высылка всех приехавших мулл из Кабула и подавление с помощью войск восстаний на периферии позволило правительству удержать ситуацию под контролем. После прихода к власти М. Дауда фундаменталисты перешли к вооруженному сопротивлению, проводимым им капиталистическим реформам.
К этому времени Г.М. Ниязи был арестован, Б. Раббани и Г. Хекматьяр бежали в Пакистан. Создав, при содействии пакистанских властей центров по подготовке повстанцев, в которых военную подготовку прошли около тысячи афганцев членов «Мусульманской молодёжи» — 22 июля 1975 года, её активисты организовали восстание в долине Панджшер, провинциях Бадахшан, Лагман, Логар. После подавления восстания, бывшие члены «Братьев-мусульман» и «Мусульманской молодежи» создали партию «Исламское общество Афганистана» (ИОА) во главе с Бурхануддином Раббани.
Восстание вскоре было жестоко подавлено, 117 активистов были казнены, 600 было арестовано, погибло свыше 1000 повстанцев. В дальнейшем, после восстания в рядах исламистов, эмигрировавших в Пакистан, начинается разделение на суннитскую и шиитскую ветви фундаментальных направлений, окончательно оформившихся с победой Исламской революции в Иране и приходом к власти в 1979 году шиитского духовенства во главе с Аятоллой Хомейни.
Раскол произошёл и в рядах суннитских лидеров: ИОА разделилось — Г. Хекматьяр и Кази Мохаммад Амин сформировали новую организацию «Исламскую партию Афганистана» (ИПА). Группировка Б. Раббани оставило за собой прежнее название ИОА. В 1978 году была предпринята попытка вновь объединить эти партии под названием «Движения исламской революции» под руководством К.М. Амина, но это объединение успеха не имело, поскольку после поражения 1975 года Б. Раббани стал более умеренным политиком, а Г. Хекматьяр, обрёл более экстремистский характер. В дальнейшем, этнические и региональные факторы стали играть определяющую роль в рядах исламистской оппозиции, тем самым значительно подрывая основы исламистской идеологии. До Апрельской революции 1978 года фундаменталисты перешли к перманентной оппозиции к режиму и активных действий на том этапе не проводили.

Исламское общество Афганистана

Партия «Исламское общество Афганистана» ИОА была образована из первой исламистской политической организации «Мусульманская молодёжь». Только в 1973 года партия обрела название «Исламское общество» и возглавил ее профессор теологии Кабульского университета Бурхануддин Раббани.
Бурхануддин Раббани — относился к числу наиболее умеренных политиков среди других лидеров фундаменталистских партий Афганистана. Партия Исламское общество Афганистана была самой многочисленной, в неё входили партийные ячейки из числа таджиков, и пуштунов, узбеков и других этнических групп рассредоточенных по всему Афганистану. Представители партии являлись руководителями администраций ряда провинций и уездов, было у партии и достаточное количество сторонников в силовых ведомствах.

Гульбеддин Хекматияр. Исламская партия Афганистана

После прихода к власти в Кабуле генерала М.Дауда («Красного принца») в организации «Мусульманская молодежь» возник идеологический конфликт. Молодежное руководящее звено, в частности, Гульбеддин Хекматияр был сторонником незамедлительного вооруженного восстания с целью свержения М. Дауда и создания теократического государства.
В июне 1975 года сторонники Гульбеддина Хекматияра при поддержке пакистанского лидера Зульфикара Али Бхутто начали подготовку к восстанию в Панджшерской долине и в ряде провинций страны. Однако правительственные войска подавили этот мятеж, многие члены партии «Мусульманская молодежь» были казнены, посажены в тюрьмы, часть бежала за границу, преимущественно на пакистанскую территорию.
В Пакистане члены партии «Мусульманская молодёжь» получили необходимые условия для политической деятельности и начали тесное взаимодействие с пакистанскими спецслужбами, в частности ISI (пакистанская межведомственная разведка), использующей эти связи в том числе и с целью расширения своей агентуры в Афганистане для борьбы с режимом М. Дауда. Администрация Зия-уль-Хака способствовала созданию сети баз — центров подготовки афганской оппозиции на своей территории.

 

Ссылки