1024px-Kunduz_in_Afghanistan_svg 1024px-Takhar_in_Afghanistan_svg файзабадские

Операция «Маневр» (июнь 1986 года, Военные операции в провинциях Кундуз, Тахар, Бадахшан) — военная операция Советских войск в Афганистане. Крупномасштабная воздушно-наземная плановая общевойсковая операция частей 201-й Гатчинской мотострелковой дивизии, других частей и соединений Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) и правительственных сил ДРА против формирований афганских моджахедов «Исламского общества Афганистана» «ИОА» Бурхануддина Раббани (полевые командиры: Ахмад Шах Масуд, Мохаммад (Кази Кабир) Марзбон, Мохаммад Вадуд, Кази Исламуддин, Саид Икромуддин, Арифхан, Рахматулло, Бисмулло, Арбоб Хайдар, Джабар, Вазир Хистаки, Алиджан, Максуд, Ариенпур, Ашур Пахлаван, Абдул Вахоб, Самад, Наджмуддин, Гулом Хасан, Абдул Кадыр, Самиулло) и «Исламской партии Афганистана» — «ИПА» Гульбеддина Хекматияра (полевые командиры: Холмурод, Тимуршах, Доктор Шамс, Суфи Паянд, Мулло Усман, Самиулло, Ишони Мирзо, Инженер Умархон Абдул Халид Басир, Хиродманд, Бахадур) на широком фронте провинций Кундуз, Тахар, Бадахшан в период Афганской войны (1979—1989) c привлечением значительных сил и средств.

Была проведена в три этапа с силами ОКСВА, минобороны, госбезопасности «ХАД», МВД — ДРА в июне, июле 1986 года.

Планирование и командование операции

В истории Афганской войны (1979-1989) плановые общевойсковые операции по проводке колонн военных и гражданских грузов по маршруту «Кундуз — Талукан — Файзабад», с целью обеспечения необходимыми материальными средствами гарнизоны и местное население в удалённых уездных центрах северо-восточной провинции Бадахшан имели стратегическое значение и проводились приблизительно раз в полгода. Характер данных операций независимо от даты проведения в период присутствия ОКСВА всегда оставался сложным.

Достаточного количества советского и афганского автотранспорта здесь не было. Поэтому решено было все необходимое завести в Файзабад тремя рейсами имевшегося транспорта. Положение осложнялось тем, что в этом районе действовали многочисленные, достаточно сильные отряды непримиримой оппозиции, подчиненные главным образом Исламской партии Афганистана

    • Первый и третий этапы — проводка и сопровождение колонн материальных ресурсов: продовольствия и стройматериалов; специальной, военной, гражданской техники по реверсному маршруту «Кундуз — Талукан — Файзабад» населенных пунктов. 
    • Второй этап — высадка тактического воздушного десанта в горных массивах: Мугулан, Чольбахир, Тали-Гобанг на горном участке уезда Ишкамыш провинции Тахар. Овладение укрепрайоном, ликвидация перевалочной базы вооружённой афганской оппозиции, захват складов вооружения и боеприпасов.

Командование операцией осуществляли: от генерального штаба Минобороны СССР — начальник оперативной группы Минобороны СССР в Афганистане генерал армии Варенников В. И., от 40-й Армии генерал-лейтенант Дубынин В.П.

Зона проведения операции
Территория проведения операции "Маневр" охватывала уезды провинций провинций: Кундуз, Тахар, Бадахшан. Участки, примыкающие к трассе "Кундуз-Талукан-Файзабад". Также горный участок уезда Ишкамыш провинции Тахар. Данный участок на протяжении всего периода дислокации советских частей не смотря на близость к границе не отличался военной стабильностью.
 

Сухопутные силы и средства 

Общевойсковая операция частей: 201-й, 108-й мотострелковых — дивизий, 56-й отдельной десантно-штурмовой, 66-й отдельной мотострелковой — бригад, 45-го отдельного инженерно-сапёрного полка, и др. К проведению боевых действий было привлечено 37 батальонов (советских - 15, афганских - 22) - материалы оперативного управления штаба ТуркВО, д.50, т.16, лл. 299-341 

    • 201-я мотострелковая дивизия в составе:
    • 149-й Гв. МСП ППД,
    • 395-й МСП ППД,
    • 122-й МСП ППД,
    • 783-й ОРБ,
    • 541 ОИСБ
    • 108-я МСД в составе 180 МСП, 181-й МСП ,
    • 56-я ОДШБр,
    • 66-й ОМСБр,
    • 45-го ОИСП. 

ВВС 40-й Армии  

    • 181-й Отдельный вертолетный полк ППД авиабаза Кундуз-Файзабад,
    • 335-й Отдельный боевой вертолетный полк ППД авиабаза Джелалабад,
    • 254-я Отдельная вертолетная эскадрилья ППД авиабаза Кундуз
    • 262-я Отдельная вертолетная эскадрилья ППД авиабаза Баграм
    • 50-й Отдельный смешанный авиационный полк ППД авиабаза Кабул 

Части и соединения ДРА 

    • 20-я, 18-я, 55-я пехотные дивизи армии ДРА, ППД - Кундуз, Баглан, Тахар - соответственно. 

Силы оппозиции

 Ахмад Шах Масуд, партийная принадлежность – Исламское общество Афганистана (ИОА). «Имел 233 отряда общей численностью 9020 мятежников. Им контролировались провинции ''Бадахшан, Баглан, Тахар, Кундуз, Балх, Саманган, Каписа, Парван»  «ВОЙНЫ И КОНФЛИКТЫ. С кем воевала 40-я армия». «Структура и организация Афганской вооруженной оппозиции» Е.Г.Никитенко.

Формирования в провинциях Кундуз, Тахар, Бадахшан состояли из: «Исламского общества Афганистана» «ИОА» Бурхануддина Раббани (полевые командиры: Ахмад Шах Масуд, Мохаммад (Кази Кабир) Марзбон, Мохаммад Вадуд, Кази Исламуддин, Саид Икромуддин, Арифхан, Рахматулло, Бисмулло, Арбоб Хайдар, Джабар, Вазир Хистаки, Алиджан, Максуд, Ариенпур, Ашур Пахлаван, Абдул Вахоб, Самад, Наджмуддин, Гулом Хасан, Абдул Кадыр, Самиулло'') и «Исламской партии Афганистана» — «ИПА» Гульбеддина Хекматияра (полевые командиры:  Холмурод, Тимуршах, Доктор Шамс, Суфи Паянд, Мулло Усман, Самиулло, Ишони Мирзо, Инженер Умархон  Абдул Халид Басир, Хиродманд, Бахадур).
Полевой командир — Кази Кабир Марзбон осуществлял общее командование и координацию формирований оппозиции. К имеющимся силам, началу операции стягивалось свежее подкрепление отрядов моджахедов с Панджшерского ущелья во главе с Ахмад-Шах Масудом. 

Цели 1-го этапа операции

Доставка грузов материальных средств для 860-го ОМСП, с ППД - в крайней северо-восточной зоне — полной изоляции от сил ОКСВА - в уездах Бахарак, Кишим и Файзабад провинции Бадахшан, доставка продовольственной и гуманитарной помощи местному населению.

К началу предстоящих войсковых операций из провинций Кундуз, Тахар, Бадахшан и Панджшер формирования оппозиции стягивали дополнительные хорошо вооруженные и профессионально подготовленные свежие силы. По указанным причинам войсковые операции носили плановый и масштабный характер, с оперативным взаимодействием значительных сил — частей и соединений 40-й армии — 201-й МСД, 108-й МСД, 45-й ОИСП, 56-й гв.ОДШБр, 66-й ОМСБр. ВВС 40-й Армии — 181-го Отдельный вертолетный полк (авиабаза Кундуз-Файзабад), 335-го Отдельный боевой вертолетный полк (авиабаза Джелалабад) и 254-й Отдельная вертолетная эскадрилья 201-й МСД (авиабаза Кундуз) и др.
Каждая из проведенных войсковых операций сопровождалась многократными вооружёнными засадами и огневыми налётами, систематическим минированием мятежниками основной трассы и прилегающих к ней дорог, массированными ударами с обеих сторон из всех видов вооружений, гибелью личного состава ОКСВА и членов вооруженных формирований афганской оппозиции, повреждением и уничтожением транспорта, военной техники и вооружения.
Только силами одного 45-го Отдельного инженерно-сапёрного полка было обезврежено свыше 32 фугасов, 226 противопехотных и 84 противотанковых мин.

Цели 2-го этапа
Цель 2-го этапа операции состояла в высадке тактического-воздушного десанта, ликвидация системы тыла - абзового района перевалочных пунктов в горном массиве «Мугулан, Чольбахир, Тали-Гобанг» в районе Ишкамыш, откуда шла подпитка вооружением и боеприпасами в отряды мятежников и подконтрольные им опорные населенные пункты в северо-восточной части республики Афганистан — провинциях Кундуз, Тахар, Баглан, Бадахшан, Балх. Блокирование потоков средств на ведение диверсионно-подрывной деятельности в отношении Государственной власти ДРА и ОКСВА. Разведывательно-поисковые действия с целью пленения находящегося в районе боевых действий полевого командира Ахмад-Шах Масуда.

Ход операции

Боевыми действиями по проводке транспортных колонн в Файзабад руководил командующий 40-й армией генерал-майор В. П. Дубынин.
Операция проводилась с 9 июня по 14 июля 1986 г. в три этапа. На первом (9-15 июня) создана необходимая группировка войск, собраны и подготовлены советские и афганские транспортные колонны. В этот же период проведены боевые действия по очистке зелёной зоны между Кундузом и Ханабадом от диверсионных групп и мелких отрядов противника, которые могли помешать движению колонн. На втором этапе (16-22 июня) для исключения выхода противника к дороге из районов Ишкамыш и Хост-О-Ференг, в эти районы выдвинуты (высажены) советские и афганские подразделения, которые нанесли противнику поражение, разгромили вскрытые разведкой базы и склады. Эти действия имели и дезинформирующее значение — руководство оппозиции приняло их за основное содержание деятельности советского и афганского командования и ослабило внимание к сбору транспорта, приняв его за отвлекающий манёвр.
С 24 июня начался третий, главный этап — собственно проводка транспортных колонн. Советские и афганские боевые подразделения блокировали всю дорогу и выставили временные сторожевые заставы. Под их охраной начался завоз материальных средств, который продолжался до 10 июля. Все это время боевые подразделения охраняли дорогу, не допуская к ней диверсионные группы противника.
10 июля разгруженная в Файзабаде после третьего рейса автотранспортная колонна вышла в Кундуз. По мере её продвижения боевые подразделения снимали свои временные заставы и совершали марш в Кундуз. 14 июля они убыли в пункты дислокации.
Особенностью этой операции было предварительное проведение боевых действий в районах примыкающих к дороге, а также в тех, откуда противник мог бы выйти на коммуникации и попытаться помешать проводке колонн. Другая особенность — это блокирование всего маршрута одновременно, без перемещения боевых подразделений в ходе снабженческих перевозок. Этот же приём был использован генерал-лейтенантом Б. В. Громовым в ходе прорыва блокады Хоста и обеспечения его населения материальными средствами в январе 1988 г. Он также взял под охрану всю дорогу одновременно и не перемещал боевые подразделения, пока не завершилось снабжение Хоста.
В ходе 2-го десантного (горного) этапа войсковой операции "Маневр" по ликвидации многочисленных отрядов моджахедов партии "ИОА" - "Исламское общество Афганистана" Бурхануддина Раббани, инфраструктуры их партизанской деятельности: укрепрайонов, опорных пунктов и перевалочных баз, имел место самоотверженный продолжительный бой 783-го ОРБ 201-й МСД с отрядом полевого командира Кази Кабира.

Ход горного этапа операции

    • На первом этапе войсковой операции подразделения ОКСВА выполняли боевые задачи по проводке, сопровождению и обеспечению безопасности движения колонн. Блокированию прилегающих к трассе населенных пунктов.
    • На втором — часть подразделений, участников 1-го этапа войсковой операции (783-й ОРБ, 541-й ОИСБ и 149-й Гв. МСП), совершили марш на собственной бронетехнике на расстоянии 60 км по направлению к югу — горной части провинции Тахар. С места временной дислокации батальонам предстояло совершить высадку тактического-воздушного десанта в указанном районе Мугулан, Чольбахир, Тали-Гобанг, на господствующие высоты: Карбату — 3161, Дехмиран — 2781, Яфсадж — 2540, Шастдара — 4123. 

Из пунктов тылового обеспечения вооружённой оппозиции, расположенных в горном районе, осуществлялись поставки вооружения, боеприпасов, снаряжения, атакующим советские колонны.
Ранним утром 16 июня в 06:00 авангарды батальонов 201-й МСД начали высадку тактического воздушного десанта на отроги господствующих высот в исходном районе.
Первым был высажен десант 783-го ОРБ. За ним боевые порядки 149-й гв. МСП и 395-й МСП. Следующим утром 17 июня высадилась 56-я гв. ОДШБр.
В горном массиве Мугулан, Чольбахир, Тали-Гобанг, ущельях Джарав и Явур — провинция Тахар развернулись боевые действия по ликвидации формирований вооружённой оппозиции, захвату базового района и перевалочного пункта (складов вооружения и боеприпасов) полевого командира Кази Кабира (Мохаммад Кабир Марзбон).

Воспоминания генерала Е.Г.Никитенко

Выдержки из воспоминаний генерала Е.Г.Никитенко – заместителя начальника оперативного отдела 40-й Армии:

«Проводилась операция по снабжению материальными средствами гарнизона и населения провинциального центра Файзабад. Достаточного количества советского и афганского автотранспорта здесь не было. Поэтому решено было все необходимое завести в Файзабад тремя рейсами имевшегося транспорта. Положение осложнялось тем, что в этом районе действовали многочисленные, достаточно сильные отряды непримиримой оппозиции, подчиненные главным образом Исламской партии Афганистана. Боевыми действиями по проводке транспортных колонн в Файзабад руководил командующий 40-й армией генерал-майор В. П. Дубынин. К проведению боевых действий было привлечено 37 батальонов (советских – 15, афганских – 22) (материалы оперативного управления штаба ТуркВО, д. 50, т. 16, лл. 299-341).
Операция проводилась с 9 июня по 14 июля 1986 г. в три этапа. На первом (9-15 июня) создана необходимая группировка войск, собраны и подготовлены советские и афганские транспортные колонны. В этот же период проведены боевые действия по очистке зеленой зоны между Кундузом и Ханабадом от диверсионных групп и мелких отрядов противника, которые могли помещать движению колонн. На втором этапе (16-22 июня) для исключения выхода противника к дороге из районов Ишкамыш и Хост-О-Ференг, в эти районы выдвинуты (высажены) советские и афганские подразделения, которые нанесли противнику поражение, разгромили вскрытые разведкой базы и склады. Эти действия имели и дезинформирующее значение – руководство оппозиции приняло их за основное содержание деятельности советского и афганского командования и ослабило внимание к сбору транспорта, приняв его за отвлекающий маневр.
С 24 июня начался третий, главный этап – собственно проводка транспортных колонн. Советские и афганские боевые подразделения блокировали всю дорогу и выставили временные сторожевые заставы. Под их охраной начался завоз материальных средств, который продолжался до 10 июля. Все это время боевые подразделения охраняли дорогу, не допуская к ней диверсионные группы противника.
10 июля разгруженная в Файзабаде после третьего рейса автотранспортная колонна вышла в Кундуз. По мере ее продвижения боевые подразделения снимали свои временные заставы и совершали марш в Кундуз. 14 июля они убыли в пункты дислокации. Особенностью этой операции было предварительное проведение боевых действий в районах примыкающих к дороге, а также в тех, откуда противник мог бы выйти на коммуникации и попытаться помешать проводке колонн. Другая особенность – это блокирование всего маршрута одновременно, без перемещения боевых подразделений в ходе снабженческих перевозок - «Афганская кампания: невостребованный опыт.7» «Эволюция форм и способов ведения боевых действий» генерал Е.Г.Никитенко

Бой 783-го ОРБ на горе Яфсадж

В ходе операции имело место событие связанное с ожесточенным боем 783-го ОРБ 201-й МСД и отряда полевого командира Кази Кабира.

    • 783-й ОРБ высаженный буквально на головной опорный пункт укрепрайона попал в зону сплошного огневого поражения. Заняв выгодные рубежи, с ходу вступил в бой. Личный состав 783-го ОРБ ответным огнем из всех средств стал подавлять расположенные выше огневые позиции мятежников.
    • Два вертолета Ми-8, высадившие десант, прицельными выстрелами из гранатомётов были сожжены над площадкой подскока.
    • Отсутствие элемента внезапности атаки 783-го ОРБ, по причине утечки информации о времени и деталях планируемой операции, фактическое численное преимущество моджахедов, а также грамотное использование ими стратегического положения в условиях высокогорья, привели к сжатию кольца окружения и блокировали разведчикам пути к отходу.
    • Оказавшись в котле, под прицельным огнем с прилегающих высот, разведбат в течение 12 часов нёс потери, но оказывал ожесточенное сопротивление отряду мятежников.
    • Командир 783-го ОРБ гв. майор Корытный П. В. получив сквозное ранение в голову, находясь какое-то время в сознании, продолжал командовать батальоном.
    • Брошенный на выручку разведбату, десант подразделений 149-го Гв. МСП, был высажен на прилегающие господствующие высоты.
    • Непрерывным сосредоточенным стрелковым и минометным огнем отвлек силы мятежников, чем оказал первую поддержку 783-му ОРБ.
    • Совершив манёвр обхода и охвата, ударами с флангов и в тыл, плацдарма занимаемого мятежниками, ведением устойчивого огня, сковал их действия.
    • Спустя 8 часов, при поддержке массированных ударов авиации батальоны 149-го Гв. МСП стремительным огневым налетом, совершили атаку на позиции мятежников и заставили их отступить.
    • В ходе ожесточённого, продолжительного боя из состава 783-го ОРБ, погибло 18 и 19 человек получили ранения различной степени тяжести.
    • В этом неравном бою солдаты и офицеры 783-й ОРБ, проявив мужество и героизм с честью, выполнили свой воинский долг.

Активные боевые действия в данном районе проходили в течение трёх суток. Завершение прямого огневого соприкосновения противоборствующих сторон сопровождалась переходом к разведывательно-поисковым действиям боевых порядков 149-го Гв. МСП в районе ущелий Джарав и Явур с целью задержания и пленения находящегося в окрестностях Ишкамыш полевого командира Ахмада-Шаха Масуда.

Итоги операции

    • Итогом проведения 1-го и 3-го этапов операции явилось доставка военных и гражданских грузов в пункт назначения — место постоянной дислокации 860-го отдельного мотострелкового полка — г. Файзабад провинции Бадахшан. Возвращение колонны транспорта, боевой техники и объединенной группировки участвующей в данной операции на место временной дислокации — в расположение 201-й МСД провинция Кундуз.
    • Итогом 2-го этапа операции явился разгром группировки Кази Кабира, захват укрепрайона, складов вооружения и боеприпасов. Ликвидация инфраструктуры перевалочной базы.

Потери

Потери ВВС ОКСВА

    • 17 июня 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ № 84 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Ком. звена м-р В. Герасимов, штурман звена ст. л-т В. Щеглов, борттехник пр-к В. Харитонов. Эскадрилья полка, работая с авиабазы Кундуз, осуществляла высадку десанта. По случайности, рядом оказался центр подготовки снайперов. Противник открыл огонь по вертолетам, заходящим на посадку, в результате пятый по счету вертолет м-ра Герасимова был сбит, летчики с десантом покинули борт, который через несколько минут полностью сгорел. Занявших круговую оборону стали обстреливать снайпера, многие получили ранения, а командир экипажа м-р Герасимов погиб в результате полученных ранений и от потери крови. Остальных членов экипажа подобрал Ми-8МТ ком аэ м-ра О. Лаптева (штурман аэ ст. л-т В.Барабанов, старший борттехник-инструктор ст. л-т А.Берегов).
    • 17 июня 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ 181-го овп (Кундуз). У вертолета пары ПСО вылетевшей в район высадки на подбор экипажа к-на Герасимова и десантников произошёл отказ техники. Экипаж совершил аварийную посадку, все живы.
    • 21 июня 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ № 29 254-й овэ (Кундуз). Командир экипажа Омеликов, борттехник л-т В.Тайлаков. Операция по уничтожению банды Ахмад Шаха Массуда, работа в группе из 10 вертолетов. При заходе на десантирование в районе Ишкамыша, на высоте 3200 м, крайний вертолет группы лопастями несущего винта зацепил склон. В последний момент командир вертолета «кинул» ручку управления вправо, чем предотвратил гибель экипажа и десанта. На борту было 15 десантников, все остались живы. Экипаж и десант сразу подобрал борт ПСС, все благополучно вернулись на базу.

Ссылки:

* Организация и ведение боевых действий по проводке транспортных колонн 

* Документальный фильм Операция в провинции «Тахор» телеканал «Звезда» 

* Статья «Вторая трагедия 783-го отдельного разведывательного батальона Автор командир 783-го ОРБ 201-й МСД (1985-1986) 

* Армия, части пограничных войск (дислокация на территории Афганистана) «Основные боевые соединения и части 40-й армии» 

* «Войны и военные конфликты (Афганистан)» автор генерал-майор Е.Г.Никитенко Журнал «Военно-космическая оборона» (ВКО) 

 

 

 

ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ СТАТЬИ:

 



Ваш e-mail:*


Текст:


*Подтвердите, что Вы не робот: