1024px-Kunduz_in_Afghanistan_svg 1024px-Takhar_in_Afghanistan_svg файзабадские

 

Операция «Манёвр» (июнь 1986 года) — военная операция Советских войск в Афганистане. Крупномасштабная воздушно-наземная плановая общевойсковая операция, проведённая совместно с правительственными войсками ВС ДРА против формирований афганских моджахедов на широком фронте провинций Кундуз, Тахар, Бадахшан, с привлечением значительных сил и средств.

Предшествующие события, цель, планирование и зона операции

В истории Афганской войны (1979-1989) плановые общевойсковые операции по проводке колонн военных и гражданских грузов по маршруту «Кундуз — Талукан — Файзабад», с целью обеспечения необходимыми материальными средствами гарнизоны и местное население в удалённых уездных центрах северо-восточной провинции Бадахшан имели стратегическое значение и проводились приблизительно раз в полгода. Характер данных операций независимо от даты проведения в период присутствия ОКСВА всегда оставался сложным.

К лету этого года снова возникла необходимость доставить материальные средства для гарнизона и населения провинции Файзабад. В этом районе действовали многочисленные отряды мятежников, подчиненные главным образом Исламской партии Афганистана. Операция по проводке колонн автомобилей с грузами заняла больше полутора месяцев и она стала общеармейской операцией.

В ней участвовало 15 советских и 22 афганских батальона. Во второй половине июня подразделения выдвинулись в районы зеленой зоны между Кундузом и Ханабадом, уничтожая и рассеивая диверсионные группы и отряды противника. Советские и афганские боевые подразделения лишь к 24 июня блокировали дорогу, выставив на ней временные сторожевые заставы. Автоколонны везли грузы в Файзабад до 10 июля. Разгруженные автомобили отправились в обратный путь. По мере движения колонны снимали свои временные заставы и боевые подразделения. Они следовали далее на Кундуз

— «ЖАРКИЕ ДНИ АФГАНА» Глава 10. «ПРОВОДКА КОЛОНН НА ФАЙЗАБАД»

Цель операции «Манёвр» в июне 1986 года состояла в снабжении материальными средствами гарнизона и населения провинциального центра Файзабад. В виду отсутствия достаточного количества советского и афганского автотранспорта, командованием 40-й Армии было принято решение завезти всё необходимое в Файзабад тремя рейсами. Положение осложнялось тем, что в этом районе действовали многочисленные, достаточно сильные отряды непримиримой оппозиции, подчиненные главным образом Исламской партии Афганистана. Боевыми действиями по проводке транспортных колонн в Файзабад руководил командующий 40-й армией генерал-майор Дубынин В.П. К проведению боевых действий было привлечено 37 батальонов: советских – 15, афганских – 22.

Особенностью этой операции было предварительное проведение боевых действий в районах примыкающих к дороге, а также в тех, откуда противник мог бы выйти на коммуникации и попытаться помешать проводке колонн. Другая особенность – это блокирование всего маршрута одновременно, без перемещения боевых подразделений в ходе снабженческих перевозок[1]

Первый и третий этапы — проводка и сопровождение колонн материальных ресурсов: продовольствия и стройматериалов; специальной, военной, гражданской техники по реверсному маршруту «Кундуз — Талукан — Файзабад» населенных пунктов. Второй этап — высадка тактического воздушного десанта в горных массивах: Мугулан, Чольбахир, Тали-Гобанг на горном участке уезда Ишкамыш провинции Тахар. Овладение укрепрайоном, ликвидация перевалочной базы вооружённой афганской оппозиции, захват складов вооружения и боеприпасов. Командование операцией осуществляли: от генерального штаба Минобороны СССР — начальник оперативной группы Минобороны СССР в Афганистане генерал армии Варенников В.И., от 40-й Армии командующий генерал-лейтенант Дубынин В.П.

Очень тяжелая операция была на севере Афганистана - проводка колонн в Файзабад, где дислоцировался наш мотострелковый полк. Нужно было пополнить запасы файзабадского полка продовольствием, боеприпасами, запчастями и боевой техникой. Участок маршрута от населенного пункта Кишим до Файзабада был буквально весь заминировал фугасами и минами. Очень хорошо справились с задачей саперы нашего полка. На одних участках использовались машины боевого разминировании (БМР), на других привлекались собаки минно-розыскной службы, а где-то приходилось вручную миноискателями вести разведку маршрута и уничтожать мины и фугасы. А их оказалось немало: 32 фугаса, 226 противопехотных и 84 противотанковых мины

— ОТ СОЛДАТА ДО ГЕНЕРАЛА: ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ стр.76[2]

Цели 1-го этапа операции

Доставка грузов материальных средств для 860-го ОМСП, с ППД - в крайней северо-восточной зоне — полной изоляции от сил ОКСВА - в уездах Бахарак, Кишим и Файзабад провинции Бадахшан, доставка продовольственной и гуманитарной помощи местному населению.

К началу предстоящих войсковых операций из провинций Кундуз, Тахар, Бадахшан и Панджшер формирования оппозиции стягивали дополнительные хорошо вооруженные и профессионально подготовленные свежие силы. По указанным причинам войсковые операции носили плановый и масштабный характер, с оперативным взаимодействием значительных сил — частей и соединений 40-й армии — 201-й МСД, 108-й МСД, 45-й ОИСП, 56-й гв.ОДШБр, 66-й ОМСБр. ВВС 40-й Армии — 181-го Отдельный вертолетный полк (авиабаза Кундуз-Файзабад), 335-го Отдельный боевой вертолетный полк (авиабаза Джелалабад) и 254-й Отдельная вертолетная эскадрилья 201-й МСД (авиабаза Кундуз) и другие.
Каждая из проведенных войсковых операций сопровождалась многократными вооружёнными засадами и огневыми налётами, систематическим минированием мятежниками основной трассы и прилегающих к ней дорог, массированными ударами с обеих сторон из всех видов вооружений, гибелью личного состава ОКСВА и членов вооруженных формирований афганской оппозиции, повреждением и уничтожением транспорта, военной техники и вооружения. Силами только — одного 45-го отдельного инженерно-сапёрного полка было обезврежено свыше 32 фугасов, 226 противопехотных и 84 противотанковых мин.

Цели 2-го этапа

Цель 2-го этапа операции состояла в высадке тактического-воздушного десанта, ликвидация системы тыла - абзового района перевалочных пунктов в горном массиве «Мугулан, Чольбахир, Тали-Гобанг» в районе Ишкамыш, откуда шла подпитка вооружением и боеприпасами в отряды мятежников и подконтрольные им опорные населенные пункты в северо-восточной части республики Афганистан — провинциях Кундуз, Тахар, Баглан, Бадахшан, Балх. Блокирование потоков средств на ведение диверсионно-подрывной деятельности в отношении Государственной власти ДРА и ОКСВА. Разведывательно-поисковые действия с целью пленения находящегося в районе боевых действий полевого командира Ахмад-Шах Масуда.

Зона проведения операции

Территория проведения операции «Манёвр» охватывала уезды провинций провинций: Кундуз, Тахар, Бадахшан. Участки, примыкающие к трассе "Кундуз-Талукан-Файзабад". Также горный участок уездов Ишкамыш, Фархар — провинции Тахар, Хост-О-Ференг — провинции Баглан. Данный участок на протяжении всего периода дислокации советских частей, несмотря на незначительную удалённость от государственной границы с СССР, не отличался военно-политической стабильностью.

Полк дислоцируется в Файзабаде. Чтобы добраться до него надо самолётом прилететь в аэропорт Кундуз, оттуда вертолетом в сам Файзабад. Прямого сообщения из Кундуза туда нет. Дорога усиленно обстреливается и проезд машин практически невозможен

— «ЖАРКИЕ ДНИ АФГАНА», Глава 7 «ФАЙЗАБАД – ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ»

Ход операции

Боевыми действиями по проводке транспортных колонн в Файзабад руководил командующий 40-й армией генерал-майор В. П. Дубынин.
Операция проводилась с 9 июня по 14 июля 1986 года — в три этапа.
На первом (9-15 июня) создана необходимая группировка войск, собраны и подготовлены советские и афганские транспортные колонны. В этот же период проведены боевые действия по очистке зеленой зоны между Кундузом и Ханабадом от диверсионных групп и мелких отрядов противника, которые могли помещать движению колонн.
На втором этапе (16-22 июня) для исключения выхода противника к дороге из районов Ишкамыш и Хост-О-Ференг, в эти районы выдвинуты (высажены) советские и афганские подразделения, которые нанесли противнику поражение, разгромили вскрытые разведкой базы и склады. Эти действия имели и дезинформирующее значение – руководство оппозиции приняло их за основное содержание деятельности советского и афганского командования и ослабило внимание к сбору транспорта, приняв его за отвлекающий маневр.
С 24 июня начался третий, главный этап – собственно проводка транспортных колонн. Советские и афганские боевые подразделения блокировали всю дорогу и выставили временные сторожевые заставы. Под их охраной начался завоз материальных средств, который продолжался до 10 июля. Все это время боевые подразделения охраняли дорогу, не допуская к ней диверсионные группы противника.

10 июля разгруженная в Файзабаде после третьего рейса автотранспортная колонна вышла в Кундуз. По мере ее продвижения боевые подразделения снимали свои временные заставы и совершали марш в Кундуз. 14 июля они убыли в пункты дислокации[3].

Сухопутные силы и средства

Общевойсковая операция частей: 201-й, 108-й мотострелковых — дивизий, 56-й отдельной десантно-штурмовой, 66-й отдельной мотострелковой — бригад, 45-го отдельного инженерно-сапёрного полка, и др. К проведению боевых действий было привлечено 37 батальонов (советских - 15, афганских - 22) - материалы оперативного управления штаба ТуркВО, д.50, т.16, лл. 299-341

  • 201-я мотострелковая дивизия в составе: 149-й гв. МСП, 395-й МСП, 122-й МСП, 783-й ОРБ, 541 ОИСБ
  • 108-я МСД в составе 180 МСП, 181-й МСП ,
  • 56-я гв. ОДШБр,
  • 66-й ОМСБр,
  • 191-й МСП
  • 45-й ОИСП.

Авиация

181-й Отдельный вертолетный полк ППД авиабаза Кундуз-Файзабад
335-й Отдельный боевой вертолетный полк ППД авиабаза Джелалабад
254-я Отдельная вертолетная эскадрилья ППД авиабаза Кундуз
262-я Отдельная вертолетная эскадрилья ППД авиабаза Баграм
50-й Отдельный смешанный авиационный полк ППД авиабаза Кабул

Части и соединения ВС ДРА

20-я, 18-я, 55-я пехотные дивизи армии ДРА, ППД - Кундуз, Баглан, Тахар - соответственно.

Силы оппозиции

Ахмад Шах Масуд, партийная принадлежность – Исламское общество Афганистана (ИОА). «Имел 233 отряда общей численностью 9020 мятежников. Им контролировались провинции Бадахшан, Баглан, Тахар, Кундуз, Балх, Саманган, Каписа, Парван»[4].

Формирования в провинциях Кундуз, Тахар, Бадахшан состояли из: «Исламского общества Афганистана» «ИОА» Бурхануддина Раббани (полевые командиры: Ахмад Шах Масуд, Мохаммад (Кази Кабир) Марзбон, Мохаммад Вадуд, Кази Исламуддин, Саид Икромуддин, Арифхан, Рахматулло, Бисмулло, Арбоб Хайдар, Джабар, Вазир Хистаки, Алиджан, Максуд, Ариенпур, Ашур Пахлаван, Абдул Вахоб, Самад, Наджмуддин, Гулом Хасан, Абдул Кадыр, Самиулло) и «Исламской партии Афганистана» — «ИПА» Гульбеддина Хекматияра (полевые командиры: Холмурод, Тимуршах, Доктор Шамс, Суфи Паянд, Мулло Усман, Самиулло, Ишони Мирзо, Инженер Умархон Абдул Халид Басир, Хиродманд, Бахадур). Полевой командир — Кази Кабир Марзбон осуществлял общее командование и координацию формирований оппозиции. К имеющимся силам, началу операции стягивалось свежее подкрепление отрядов моджахедов с Панджшерского ущелья во главе с Ахмад-Шах Масудом.

В ходе 2-го десантного (горного) этапа войсковой операции "Маневр" по ликвидации многочисленных отрядов моджахедов партии "ИОА" - "Исламское общество Афганистана" Бурхануддина Раббани, инфраструктуры их партизанской деятельности: укрепрайонов, опорных пунктов и перевалочных баз, имел место самоотверженный продолжительный бой 783-го ОРБ 201-й МСД с отрядом полевого командира Кази Кабира.

Ход горного этапа операции

На первом этапе войсковой операции подразделения ОКСВА выполняли боевые задачи по проводке, сопровождению и обеспечению безопасности движения колонн. Блокированию прилегающих к трассе населенных пунктов. На втором — часть подразделений, участников 1-го этапа войсковой операции (783-й ОРБ, 541-й ОИСБ и 149-й Гв. МСП), совершили марш на собственной бронетехнике на расстоянии 60 км по направлению к югу — горной части провинции Тахар. С места временной дислокации батальонам предстояло совершить высадку тактического-воздушного десанта в указанном районе Мугулан, Чольбахир, Тали-Гобанг, на господствующие высоты: Карбату — 3161, Дехмиран — 2781, Яфсадж — 2540, Шастдара — 4123.
Из пунктов тылового обеспечения вооружённой оппозиции, расположенных в горном районе, осуществлялись поставки вооружения, боеприпасов, снаряжения, атакующим советские колонны.
Ранним утром 16 июня в 06:00 авангарды батальонов 201-й МСД начали высадку тактического воздушного десанта на отроги господствующих высот в исходном районе.

Первым был высажен десант 783-го ОРБ. За ним боевые порядки 149-й гв. МСП и 395-й МСП. Следующим утром 17 июня высадилась 56-я гв. ОДШБр. В горном массиве Мугулан, Чольбахир, Тали-Гобанг, ущельях Джарав и Явур — провинция Тахар развернулись боевые действия по ликвидации формирований вооружённой оппозиции, захвату базового района и перевалочного пункта (складов вооружения и боеприпасов) полевого командира Кази Кабира (Мохаммад Кабир Марзбон).

Бой 783-го ОРБ на горе Яфсадж

В ходе первого этапе операции «Маневр» с 15 июня 1986 года командир 783-м отдельным разведывательным батальоном в составе 201-й дивизии майор Корытный П.В., совершил марш в район проведения операции восточнее города Кундуз. После которого на участке зеленой зоны между городами Кундуз и Ханабад, и в районе города Талукан, 783 ОРБ, совместно с силами ВС ДРА зачистил от диверсионных групп и формирований оппозиции, угрожавших движению колонн по маршруту «Кундуз — Файзабад». К исходу 15 июня подразделения ОРБ майора Корытного П.В., охватили с юга-востока столицу провинции Тахар город Талукан, завершив с другими силами 201-й дивизии, его полное окружение. Завершив задачи первого этапа операции «Маневр», майор П. В. Корытный получил приказ: 783-го ОРБ ранним утром 16 июня 1986 года на бронетехнике совершить пятикилометровый марш в южном направлении, сосредоточиться в предгорьях уезда Ишкамыш провинции Тахар, где пополнить запасы боеприпасов, продовольствия и заправить боевую технику.

По прибытию в указанный район, майор Корытный П.В. в подвижном центре боевого управления (ЦБУ) дивизии, получил новую боевую задачу: совместно с подразделениями отдельного инженерно-саперного батальона по сухому руслу реки совершить 30-километровый марш в южном направлении в горный район 15 километров северо-восточнее кишлака Ишкамыш, прикрыть главные силы 40-й армии, а также обеспечить развертывание в горной долине центров боевого управления 40-й Армии и 201-й дивизии, а также двух площадок «подскока» вертолетных десантов. Совершив марш по указанному маршруту и достигнув заданного района, подразделения 783 ОРБ обеспечили боевое прикрытие втягивания главных сил 40-й Армии в долину, где были развернуты ЦБУ 40-й Армии и 201-й дивизии, выставлено охранение.

На втором этапе операции с 16–22 июня тактический-воздушный десант (ТакВД) 783-го разведывательного батальона под командованием майора Корытного П.В. в авангарде батальонов 201-й дивизии был высажен на горные участки районов «Ишкамыш и Хост-О-Ференг», примыкающих к трассе «Кундуз—Файзабад» с целью ликвидации членов вооруженных формирований «Исламского общества Афганистана». подконтрольных Ахмад Шах Масуду и разгрома вскрытых разведкой органов тыла, базовых районов со складами вооружения и боеприпасов. Десант был также призван отвлечь живую силу противника на горном участке и исключить выход на прилегающие к трассе равнинные районы, для атак на колонны. На рассвете 16 июня в предгорьях уезда Ишкамыш с двух площадок подскока началась погрузка десанта — около 90 человек из состава 783-го отдельного разведывательного батальона и приданных сил — всего порядка 120 человек. Разбившись на десантные группы по 12 человек с полной амуницией, приступили к погрузке на «вертушки» Ми-8, заполнив 10 «бортов».

Командир 783-го ОРБ майор П.В. Корытный с управлением ОРБ, связисты и артиллерийский корректировщик погрузились в вертолет командира эскадрильи. По команде все «борта» поднялись в воздух и парами пошли в район десантирования. Через 15–20 минут полетного времени началось снижение для десантирования. Уже при подлёте была отчетливо слышна стрельба, стало ясно, что высадка десанта осуществляется под плотным огнём противника. Для высадки десанта, летчики ошибочно выбрали тесную площадку, данного отрога, окруженной господствующими высотами, с которых по вертолётам, и по десанту был открыт безостановочный огонь.

«Размер площадки десантирования, вмещал всего четыре вертолёта, два из которых были немедленно сбиты у земли. Летчик, командир первого Ми-8, впоследствии четырежды раненный в бою, до последнего сохранял управление машиной, под шквальным огнем высадил десант, чем спас жизнь 12 разведчикам и экипажу. Убедившись, что десант покинул борт, командир объятого пламенем вертолета и бортовой техник, впоследствии также получивший тяжелое ранение, выпрыгнули на площадку и вместе с разведчиками приняли бой. Подбитый выстрелом из гранатомёта, Ми-8 за считанные минуты сгорел дотла. Высаженный десант занял круговую оборону и вступил в бой»

— «Комбат с позывным «Кобра» Сборник» стр. 46-49 — «Армейский сборник» журнал Минобороны РФ 02.2016[5]

Исходя из сложившейся обстановки, командир эскадрильи принял решение прекратить десантирование и отдал приказ остальным бортам возвращаться на площадку подскока. Высадив группу десанта на площадку подскока, Ми-8 убыли на заправку топливом. Вертолёт с майором Корытным П.В., потеряв возможность высадиться вместе с батальоном, вернулся из района боевых действий, назад на площадку подскока. Но в это время комбату майору Корытному П.В. начальник связи 783-го ОРБ доложил: десант четырех бортов — (это 45–50 человек) вёл ожесточенный бой с превосходящими силами противника, неся большие потери, сдерживая натиск и попытки окружения.
Силами десанта 783-го ОРБ, руководил командир взвода 2-й разведывательной роты. Начальник штаба ОРБ, авиа-наводчик, командир огнеметной роты и другие были в укрытии среди огромных валунов — без средств связи, а командиры 1-й и 3-й разведывательных рот были ранены уже на начальном этапе боя, замполит 3-й разведывательной десантной роты погиб.
Доложив обстановку начальнику штаба 201-й мсд, майор Корытный П.В. настоятельно просил немедленно отправить его и оставшиеся силы 783-го ОРБ на помощь высаженному десанту. Но получил отрицательный ответ: «Идет десантирование батальонов 149-го мотострелкового полка, свободных бортов пока нет, график высадки и без того нарушен». Начальник связи ОРБ сделал комбату Корытному П.В. выносную гарнитуру на длинном шнуре, чтобы тот, находясь на БТР НШ дивизии, мог «слышать» доклады командира взвода разведчиков, управляющего боем и владеющего обстановкой на плацдарме, к тому моменту уже раненному в ступню, и давать офицеру указания.

В данной ситуации майору Корытному П.В. давал указания, просил держаться и беречь людей. По истечении долгих двух часов Корытный П.В. с остатками 783-го ОРБ вновь погрузились в вертолёты уже другой эскадрильи и отправились на выручку разведбату. Незадолго до отлета на ЦБУ дивизии комбату поступила информация: один из вертолётов Ми-8 с десантом 783-го ОРБ был сбит и упал в районе не планируемой посадки, согласно боевой задачи высадки ОРБ.
Как выяснилось, намного позже — доклад поступил от командира пары вертолётов Ми-8, высланных для спасения и эвакуации экипажа сбитой вертушки, одну из которых по техническим причинам там же и потеряли. Подлетев к плацдарму, комбат в  иллюминатор увидел, что внизу идёт бой. Вертолёт ушел за склон и завис на высоте 3–4-х метров над кручей. Напуганный участью двух подбитых Ми-8, борттехник начал спешно выталкивать разведчиков в люк. Комбат Корытный П.В. пытался заставить пилотов снизиться еще, однако сам понял: есть угроза зацепить винтами склон. Выбросив с бортов ящики с боеприпасами, прибывшие группы ОРБ высадились. Узнав о  высадке командира 783-го ОРБ майора Корытного П.В., разведчики во спряли духом.

Вслед за бортом комбата высадились и оставшиеся группы десанта. Оценив обстановку, майор с батальоном сместился выше по склону. Метрах в тридцати, покосившись на бок, стоял второй подбитый вертолет, с прострелянного бака большой струей бил керосин. Желая запалить вертушку, «духи» вели по Ми-8 интенсивный прицельный огонь трассерами. Командир вертолетной эскадрильи впоследствии понял, что его головные «вертушки» высадили десант совсем в другом месте, но спасая свою участь, скрыл данный факт и не доложил ко штурмовой авиации Су-25 перед началом десантирования наносились по плановым площадкам высадки, а не по ошибочно выбранной летчиком Ми-8 и подконтрольной противнику, высадка групп первого эшелона 783-го ОРБ привела к тяжелым последствиям.

«Лишь через два часа в ходе второго вылета летчики уже других экипажей, следуя в районы высадки, обнаружили на одном из склонов два сбитых вертолета Ми-8, один из которых сгорел. Увидели также наших разведчиков, ведущих тяжелый оборонительный бой. Майор Корытный П.В. окончательно осознал, что десантирование подразделений 783-го ОРБ было ошибочно произведено в другом месте, как выяснилось потом, в 16 км север-восточнее отметки 2540 горы Яфсадж, утвержденного планом операции заданного района. Эта ошибка сыграла роковую роль в неуспехе действий батальона. Фактически десант был высажен на главные огневые средства базового района — на участок стрельбища по подготовке снайперов «духовского» учебного центра, подконтрольного полевому командиру «Исламского общества Афганистана» (ИОА) Кази Кабиру (Мохаммад Кази Кабир Марзбон)»

— «Комбат с позывным «Кобра» Сборник» стр. 46-49 — «Армейский сборник» журнал Минобороны РФ 02.2016[6]

С заходом солнца огонь стих. По приказу комбата, всех раненных и убитых укрыли в более-менее безопасном месте. Среди погибших были командир сожженного вертолета Ми-8, военный корреспондент газеты ТуркВО, замполит разведывательно-десантной роты, другие разведчики ОРБ и бойцы приданных подразделений. Дождавшись полной темноты, майор П.В. Корытный со связистами обошел все позиции, на месте уточняя задачи. Он принял решение под покровом ночи с группой разведчиков подняться вверх, к господствующей вершине площадки десантирования, и предпринять попытку выбить «духов» с первого рубежа горной гряды, чтобы с рассветом как-то переломить ход боя. Однако, едва комбат начал выдвижение, начальник связи доложил, что его разыскивает руководитель операции.

На КП армии и дивизии продолжали ошибочно считать, что десант высажен правильно, пока командир ОРБ по радио не убедил их в том, что они находятся совсем в другом месте. Ночью формирования моджахедов подтянули свежие силы и с восходом солнца открыли непрерывный, усиливающийся огонь, в том числе из минометов. Разведчики также ударили приданным минометом, но количество мин было ограничено — не более двух десятков штук. Стало совсем жарко. Число раненных стремительно росло, оказание первой медицинской помощи в условиях непрекращающегося огня было сложным, вода и боеприпасы на исходе. В этой ситуации напрашивалось только одно решение — вызов авиации для нанесения бомбовых уда-ров по занимаемым противником господствующим высотам и непосредственно по перевалу, с тем чтобы в дальнейшем под прикрытием дыма и пыли посадить вертолеты Ми-8 для сброса боеприпасов, погрузки раненых и убитых. П. В. Корытный понимал – отступление вниз по ущелью привело бы еще большим потерям.

Комбат связался с ЦБУ и изложил дальнейший план действий, но командование не утвердило его план. Однако, Корытный не отступал, настаивая на авиационной поддержке. Аккумуляторы садились, слышимость ухудшилась до минимума. Пытаясь улучшить слышимость, майор вытащил радиостанцию из окопчика и поставил на бруствер. На какое-то время связь улучшилась. Но  снайпер, давно пристрелявшийся и ожидающий своего шанса, выпустил в боевого командира пулю. Она вошла навылет в голову, пронзив глаз и висок.

Утром 18 июня в действительный район боя были направлены штурмовики СУ-25 и боевые вертолеты МИ-24, которые десантом были наведены на цели. После ударов, как и всегда, мятежники стали покидать район операции. Появилась, возможность эвакуировать раненых и убитых. О ранении командира 783-го ОРБ доложили командованию операции. После доклада на ЦБУ об обстоятельствах и характере ранения комбата, спустя короткое время, прилетела долгожданная пара штурмовиков СУ-25 и нанесла бомбовый удар по целееуказаниям майора Корытного П.В. Вслед за  Су-25  под прикрытием двух вертолётов МИ-24 села пара вертолетов Ми-8, и  началась эвакуация убитых и раненных[7]

Раненного комбата Корытного П.В. в числе других эвакуируемых разведчиков положили на плащпалатку и погрузили в вертолёт. Подошедшее подкрепление, прочесывая ущелья, обнаружило трупы мятежников, много оружия и боеприпасов. Но все указывало на то, что ночью, основным силам мятежников все же удалось ускользнуть через перевал на Талукан, либо через отрог, который вел в ущелье Явур и далее на Ишкамыш.

При подробном разборе данного события выяснилось — 783-й ОРБ был высажен буквально на головной опорный пункт базового района попал в зону сплошного огневого поражения. Заняв выгодные рубежи, с ходу вступил в бой. Личный состав 783-го ОРБ ответным огнем из всех средств стал подавлять расположенные выше огневые позиции мятежников.
Два вертолёта Ми-8, высадившие десант, прицельными выстрелами из гранатомётов были сожжены над площадкой подскока.
Отсутствие элемента внезапности атаки 783-го ОРБ, по причине утечки информации о времени и деталях планируемой операции, фактическое численное преимущество моджахедов, а также грамотное использование ими стратегического положения в условиях высокогорья, привели к сжатию кольца окружения и блокировали разведчикам пути к отходу.
Оказавшись в котле, под прицельным огнем с прилегающих высот, разведбат в течение 12 часов нёс потери, но оказывал ожесточенное сопротивление отряду мятежников.
Командир 783-го ОРБ гв. майор Корытный П. В. получив сквозное ранение в голову, находясь какое-то время в сознании, продолжал командовать батальоном.
Брошенный на выручку разведбату, десант подразделений 149-го гв. МСП, был высажен на прилегающие господствующие высоты и непрерывным сосредоточенным стрелковым и миномётным огнем отвлек силы мятежников, чем оказал первую поддержку 783-му ОРБ.
Совершив манёвр обхода и охвата, ударами с флангов и в тыл, плацдарма занимаемого мятежниками, ведением устойчивого огня, сковал их действия.
Спустя 8 часов, при поддержке массированных ударов авиации батальоны 149-го Гв. МСП стремительным огневым налетом, совершили атаку на позиции мятежников и заставили их отступить. В ходе ожесточённого, продолжительного боя из состава 783-го ОРБ, погибло 18 и 19 человек получили ранения различной степени тяжести.
Активные боевые действия в районе в районе ущелий Джарав и Явур продолжились ещё трое суток, переходя к разведывательно-поисковым действиям подразделений 149-го гв. МСП по установлению и задержанию, находящегося в окрестностях уездов Ишкамыш и Хост-О-Ференг полевого командира Ахмада Шах Масуда.

Итоги операции

Итогом проведения 1-го и 3-го этапов операции явилось доставка военных и гражданских грузов в пункт назначения — место постоянной дислокации 860-го отдельного мотострелкового полка — г. Файзабад провинции Бадахшан. Возвращение колонны транспорта, боевой техники и объединенной группировки участвующей в данной операции на место временной дислокации — в расположение 201-й МСД провинция Кундуз. Итогом 2-го этапа операции явился разгром группировки Кази Кабира, захват укрепрайона, складов вооружения и боеприпасов. Ликвидация инфраструктуры перевалочной базы. Потери

Потери ВВС ОКСВА

17 июня 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ № 84 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Ком. звена м-р В. Герасимов, штурман звена ст. л-т В. Щеглов, борттехник пр-к В. Харитонов. Эскадрилья полка, работая с авиабазы Кундуз, осуществляла высадку десанта. По случайности, рядом оказался центр подготовки снайперов. Противник открыл огонь по вертолетам, заходящим на посадку, в результате пятый по счету вертолет м-ра Герасимова был сбит, летчики с десантом покинули борт, который через несколько минут полностью сгорел. Занявших круговую оборону стали обстреливать снайпера, многие получили ранения, а командир экипажа м-р Герасимов погиб в результате полученных ранений и от потери крови. Остальных членов экипажа подобрал Ми-8МТ ком аэ м-ра О. Лаптева (штурман аэ ст. л-т В.Барабанов, старший борттехник-инструктор ст. л-т А.Берегов).
17 июня 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ 181-го овп (Кундуз). У вертолета пары ПСО вылетевшей в район высадки на подбор экипажа к-на Герасимова и десантников произошёл отказ техники. Экипаж совершил аварийную посадку, все живы.
21 июня 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ № 29 254-й овэ (Кундуз). Командир экипажа Омеликов, борттехник л-т В.Тайлаков. Операция по уничтожению банды Ахмад Шаха Массуда, работа в группе из 10 вертолетов. При заходе на десантирование в районе Ишкамыша, на высоте 3200 м, крайний вертолет группы лопастями несущего винта зацепил склон. В последний момент командир вертолета «кинул» ручку управления вправо, чем предотвратил гибель экипажа и десанта. На борту было 15 десантников, все остались живы. Экипаж и десант сразу подобрал борт ПСС, все благополучно вернулись на базу.

Ссылки

Примечания

  1. «Афганская кампания: невостребованный опыт.7» «Эволюция форм и способов ведения боевых действий» заместитель начальника оперативной группы 40-й Армии — генерал-майор Е.Г. Никитенко, и книга «Афганская война (1979-1989). Воспоминания» (операция «Манёвр») — начальник Южного направления ГОУ ГШ генерал-лейтенант В.А.Богданов Глава 6 стр. 112-113 — М.: Советский писатель, 2005 года
  2. «От Солдата до генерала: Воспоминания о войне» стр.76
  3. Глава 5 стр. 107-109 В.А.Богданов «Афганская война 1979-1989»: Воспоминания – М.: Советский писатель, 2005 года
  4. «Войны и конфликты. С кем воевала 40-я армия». «Структура и организация Афганской вооруженной оппозиции» Е.Г. Никитенко
  5. «Комбат с позывным «Кобра» — «Армейский сборник» стр. 46-49 журнал Минобороны 02.2016
  6. «Комбат с позывным «Кобра» — «Армейский сборник» стр. 46-49 журнал Минобороны 02.2016
  7. «Комбат с позывным «Кобра» «Армейский сборник» журнал Минобороны РФ 02.2016. стр. 46—49 Ильяс ДАУДИ

 

 



Ваш e-mail:*


Текст:


*Подтвердите, что Вы не робот:
Loading ...