59-я армейская бригада материального обеспечения — формирование (соединение, бригада) специальных войск (автомобильных и тыла), в составе 40-й армии, ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (ОКСВА) в 19801989 годах.

Сокращённое наименование59 абрмо.

Условное наименование в Союзевойсковая часть (В/Ч) № 92053, за речкой — полевая почта (П.П.) № 92053.

Военный жаргон — «Подвозники», «Воюющие всегда».

История

Армейская бригада материального обеспечения 40 А , развёрнута, до штатов военного времени, на Дальнем Востоке, и введена в Афганистан,штаб Бригады находился в Кабуле (на буграх) в феврале — апреле (январе — марте) 1980 года. Позже штаб был переведен в Келагайскую долину, в 5 — 7 километрах от города Пули-Хумри, провинция Баглан.

Главная задача личного состава бригады качественное снабжение, соединений и частей, выполняющих задачи по предназначению, материальными средствами (МС), а это свыше 40% всех грузов поступающих в ОКСВА. В общем объёме перевозок бригады горючее составляло 55%, боеприпасы — 15%, продовольствие — 20%, прочие грузы — 25%.

Подвоз грузов планировали каждый месяц, с ежесуточным уточнением задач, с учётом обеспеченности войск МС, состоянием коммуникаций (военно-автомобильной дороги) наличия запасов МС, на перевалочных базах и складах, и в самой армейской бригаде материального обеспечения.

59 абрмо подчинялась управлению (штабу) 40-й Армии (40 А).

Автомобильные колонны 59 абрмо обеспечивали снабжение боеприпасами, горючим, продовольствием все части и соединения ОКСВАна участке от Хайратона до Гардеза, Газни, Джелалабада. Далее по маршруту: Шинданд, Кандагар, Герат и до Кушки - зона ответственности обеспеченья 58-й отдельной автомобильной бригады (58 оавтбр).

Основные маршруты следования колонн пролегали по военно-автомобильной дороге через перевал Саланг, Баграм, Кабул, далее — Джелалабад, Газни, Шахджой, Гардез.

В 59 абрмо в основном использовались автомобили КамАЗ. Солдаты и офицеры колонн 59 абрмо проявили мужество и героизм, выполняя многодневные рейсы в условиях высокогорья, минной опасности и действия террористических формирований. Колонны часто подвергались нападениям со стороны душманов.

Мне довелось участвовать в боевых действиях в Афганистане в 1984 - 1986 годы в качестве начальника политического отдела (политотдела) 59-й автомобильной (наборщик или редактор ошибся, она армейская) бригады материального обеспечения (абрмо). В Афганистане всего несколько разгрузочных путей железной дороги в Хайратоне, а все грузы перевозились автомобильным транспортом и частично авиацией. Наша 59 абрмо дислоцировалась в долине Килагай, возле городка Пули-Хумри в провинции Баглан, из автомобильных батальонов бригады один размещался в Шинданте, второй - в Кабуле, третий - в Баграме, остальные в Пули-Хумри, все они доставляли продовольствие, боеприпасы, топливо, вещевое имущество. В общем, всё необходимое для жизни и боевой деятельности советских гарнизонов на территории Афганистана - от Джелалабада на востоке, до Газни на юге, десятки тысяч километров накручивали водители "КамАЗов" за два года срочной службы и каждый километр мог стать последним, так как автоколонны постоянно попадали под обстрел душманов, обычно при обстрелах в ущельях они уничтожали первую машину и последнюю, лишая водителей возможности маневрировать и уходить от обстрела. Колонна в 30 - 40 автомашин оказывалась зажатой. И чтобы сберечь людей, командир колонны организовывал оборону. Особенно страдали колонны "наливников", которые перевозили бензин, солярку, керосин для авиации. После каждого обстрела были и убитые, и раненые. Сколько их, людей мирной профессии, осталось на афганских дорогах, сколько вернулось домой калеками. Самыми тяжёлыми были рейсы в 1985-м, когда командование 40-й армии проводило операции по уничтожению бандформирований сразу на всей территории страны. Командование бригады и офицеры штаба постоянно выезжали в рейсы в качестве начальников колонн. 1985 год — это 40-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. В честь этого праздника мы с командиром бригады Василием Фёдоровичем Леоновым решили в военном городке Пули-Хумри воздвигнуть памятник Воинам-автомобилистам в память о героях Великой Отечественной и наших воинов, погибших на афганской земле, в качестве проекта памятника я предложил взять стелу, установленную в г. Воронеже на площади Победы, в сейсмоопасной зоне и при постоянном артиллерийско-миномётном обстреле городка душманами? Сначала подобрали трёх солдат из оркестра, которые не имели строительного образования, но загорелись идеей. Вырыли 5-метровый котлован, на дно уложили рамы двух сгоревших "КамАЗов", сварили их в единый постамент и начали готовить стелу. На стройке в Кабуле выпросили две восьмиметровые двутавровые балки, обварили их арматурной сеткой и залили бетоном. В это время мы строили щитовые домики и переселяли в них из палаток солдат, так что цемент у нас был, получили две железобетонные колонны, которые надо было установить на постаменте из автомобильных рам. Наши музыканты-строители оказались очень находчивыми и смышлеными солдатами, они придумали, как закрепить колонны. Затем из проволоки сварили макет ордена Победы, залили бетонным раствором, сделали надписи и повесили его между колоннами. Получилась стела точь-в-точь как в Воронеже, только чуть пониже. внизу сделали макет горной дороги со следами протектора от колес "КамАЗа", которая на подъёме резко обрывалась над пропастью. 9 мая 1985 года на торжественном митинге открыли памятник, возложили живые цветы, а впоследствии у подножья сделали клумбу, на которой высаживали розы. Строители памятника командиром бригады были награждены ценным подарком. Памятник располагался возле плаца и каждый раз, когда на плацу проходило построение подразделений бригады, колонны проходили мимо торжественным маршем и отдавали честь автомобилистам, погибшим в Великой Отечественной и на афганской войнах.

— Николай Стрюков, полковник в отставке, ветеран войны в Афганистане, статья "Тем, кто под пулями водил КамАЗы." , газета "Коммуна" (Воронеж), 6 февраля 2009 г..

59 абрмо выведена из Афганистана в Советский Союз в феврале 1989 года и затем расформирована.

Состав

В состав 59 абрмо входили (по состоянию на 19861987 годы):

    • Управление (штаб), располагался в Килагай;
    • 1256-я военная пожарная команда (1256 ВПК)
    • 2306-е торгово-бытовое предприятие (2306 ТБП)
    • 119-я отдельная мотострелковая рота (119 омср):
      • 1-й и 2-й взвода — охрана 59 абрмо, 329-го многофунционального военно-полевого госпиталя и складов (бронетанкового имущества, инженерный, ракетно-артиллерийского вооружения);
      • 3-й взвод — охрана 1386-го склада горючего;
      • 4-й взвод — сопровождение колонн 425 оавтб, 446 оавтб, 449 оавтб и обеспечение передвижения командования на участке Кабул — Баграм — Пули-Хумри — Кундуз — Мазари-Шариф — Хайратон. В командировке в Баграме находилась постоянно бронегруппа из БРДМ 4-го взвода 119 омср. Личный состав роты на 1987 — 1989 года, насчитывал 172 военнослужащего.
    • 205-я отдельная рота обслуживания (205 оро)
    • 1470-й вещевой склад (1470 ВС)
    • 1429-й продовольственный склад (1429 ПС)
    • 1349-й автомобильный склад (1349 АС)
    • 3553-й склад бронетанкового имущества (3553 СБТИ)
    • 3557-й инженерный склад (3557 ИС)
    • 1386-й склад горючего (1386 СГ)
    • 1474-й медицинский склад (1474 МС)
    • 371-й банно-прачечный пункт (371 БПП)
    • Н-ский склад ракетно-артиллерийского вооружения (СРАВ)
    • 363-й подвижный хлебозавод
    • 598-я отдельная автомобильная рота подвоза воды (598 оавтрПВ) (1 июля 1981 года, переформирована в 281 оавтвПВ)
    • 424-й отдельный автомобильный батальон (424 оавтб) (колонны № № 5911-я, 5912-я, 5913-я) располагался в Шинданде
    • 425-й отдельный автомобильный батальон (425 оавтб) (автомобильные колонны № № 1021-я, 1022-я, 1023-я)
    • 446-й отдельный автомобильный батальон подвоза горючего (446 оавтбПГ) (В/Ч П.П. № 27717)(автомобильные колонны № № 1031-я, 1032-я, 1033-я, 1034-я)
    • 449-й отдельный автомобильный батальон (449 оавтб) (автомобильные колонны № № 1041-я, 1042-я, 1043-я)
    • 134-й отдельный автомобильный батальон (134 оавтб) (автомобильные колонны № № 1051-я, 1052-я) располагался в Баграме
    • 894-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон (894 орвб);
    • и приданные части при штабе бригады:
      • Н-ский особый отдел (ОО) (в/ч п.п. 77901)
      • 650-я станция фельдъегерско-почтовой связи (650 СФПС)

Приданные формирования:

    • 329-й военно-полевой многофунциональный госпиталь (в/ч п.п 86608)

Командование (года)

Командир бригады:

    • подполковник В. Ф. Фиц (1980 — 1982)
    • подполковник Коробейников (1982 — 1984)
    • полковник Леонов Василий Фёдорович (1985 — 1986)
    •  ?полковник Сорокин (1986 — 1988)
    • полковник В. Л. Собенин
    • полковник Рыбаков Алексей Фёдорович (1988 — 1989)

Начальник штаба бригады

    • полковник Сингаевский (1986 — 1988)
    • полковник Алексеев Виктор Андреевич (1988 — 1989)
    • заместителю по вооружению полковник С. М. Ларцев (1988 — 1989 г)

119 омср

командир роты:

    • лейтенант Лошак (1980-81)
    • капитан Десяткин (? - 1985)
    • ст. лейтенант Зубков (1986)
    • капитан Шашков (1987)
    • старший лейтенант Крылов (1988 — 1989)

заместитель командира роты по политической части:

    • старший лейтенант Сигаев (1980-81)
    • старший лейтенант Старук (1986 — 1988)
    • лейтенант Ершов (1988 — 1989)

старшина роты:

    • старший прапорщик Слюсаренко до ????? года ст. пр-к Баранов 87-89 гг.

командир 1-го взвода:

    • прапорщик Коржик,

командир 2-го взвода:

    • старший прапорщик Захаревич,

командир 3-го взвода:

    • старший прапорщик Жолумский,

командир 4-го взвода:

    • старший прапорщик Васильев,

санитарный инструктор роты:

    • прапорщик Рябоконь,

старший техник роты:

    • прапорщик Семенько.

Потери

    • старший сержант Архипов Владимир Николаевич (59 абрмо), пропал без вести, 14 октября 1980 г., в провинции Балх, вероятно погиб, но тело не было найдено;
    • рядовой Быков Юрий Петрович, (446 оавтб, 59 абрмо), пропал без вести, 24 июня 1981 г., в провинции Баглан, вероятно погиб, но тело найдено не было;
    • Иванкин Валерий Николаевич, младший сержант, командир мотострелкового отделения, умер в госпитале 30 декабря 1980 года;
    • рядовой Подаруев Николай Анатольевич, (434 оавтб, 59 абрмо), пропал без вести, 27 июня 1981 г., в провинции Баглан;
    • младший сержант Степанов Валерий Викторович, (425 оавтб, 59 абрмо), скончался, от тяжелой болезни, 1 июля 1983 года, военном госпитале (ВГ) города Кабул;
    • рядовой Кирюхин Эдуард (2-я рота, 449 оавтб, 59 абрмо) скончался от тяжелой болезни, 1986 год;
    • лейтенант Топузиди Алик (2-я рота, 449 оавтб, 59 абрмо) погиб при обстреле колонны по дороге на Гардез, ноябрь 1987 года
    • рядовой Клинцевич Сергей (1-я рота, 449 оавтб, 59 абрмо служил в легендарной колонне № 1041) был ранен при обстреле под Айбаком до госпиталя не довезли, 1988 год;
    • рядовой Левчишин Сергей Николаевич (В/Ч № 81432) пропал 3 февраля 1984 года, в провинции Баглан, погиб в Бадабере.

 

 

ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ СТАТЬИ:

 



Ваш e-mail:*


Текст:


*Подтвердите, что Вы не робот:
Loading ...