58-я отдельная автомобильная бригада — формирование (соединение, бригада) специальных войск (автомобильных, ранее дорожных) 40-й армии, в составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (ОКСВА), в 1984 — 1986 годах, до этого периода — 159-я отдельная дорожно-строительная бригада (159 одсбр, войсковая часть (В/Ч) № 02172).
Сокращённое наименование — 58 оавтбр. Условное наименование — полевая почта (П.П.) № 26039.
История
Понимая важность Дальнего Востока и Казахстана для России и сложившуюся к тому времени международную обстановку, когда дело доходило до пограничных конфликтов (стычек) с Китайской Народной Республикой, достаточно вспомнить бои за остров Даманский на Дальнем Востоке, бои у Джунгарских Ворот в Южном Казахстане, Правительство СССР и партия приняли решение и издали постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД, автодорога) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии». В соответствии с ним были созданы четыре отдельные дорожно-строительные бригады, в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР), Вооружённых Сил СССР (ВС СССР), которые были размещены и приступили в 1970 году к строительству и реконструкции дорог Иркутск — Чита и Актогай — Дружба.
Финансирование строительства и реконструкции АД осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР.
Сформирование бригад 11-ти батальонного состава, с численностью личного состава около 5 000 человек в каждой, было поручено заместителю министра обороны по строительству и расквартированию войск и главкам военно-строительного комплекса МО СССР.
159 одсбр в 1971 году сформировало Главное управление специального строительства МО СССР (ГУСС МО) и направило её на строительство автомобильной дороги стратегического значения для государства Улан-Удэ — Чита, участок Мухоршибирь — Глинка, протяженностью 178,5 км.
В 1975 году для более оперативного руководства бригады были переподчинены Главному военно-строительному управлению МО СССР (ГВСУ МО).
Перед военными дорожниками была поставлены сложнейшие задачи. Им предстояло построить автомобильную дорогу стратегического значения для СССР Иркутск — Чита — Хабаровск — Находка в тяжелейших природных условиях. Грунты многолетней мерзлоты и труднодоступные горные районы, скальные выемки 9 — 11 категорий, где без буровзрывных работ невозможно пройти ни одного метра при строительстве дороги, болота, где предстояло сделать многометровые выторфовки и сплошное бездорожье с 40 — 50 градусными морозами «красиво» и не навязчиво дополняли общую картину производства строительных и дорожно-строительных работ. Суровые социальные и бытовые условия, отсутствие благоустроенного жилья, палаточные городки и вагончики ещё больше усугубляли обстановку, близкую к боевой.
По мере выполнения поставленных задач, части бригады перемещались на строительство АДи Чита — Хабаровск (Амурская колесуха).
Но обстановка в мире снова изменилась, и 25 декабря 1979 года руководство страны ввело ограниченный контингент советских войск (ОКСВА) (40-ю Армию, 40 А) в Афганистан для оказания интернациональной помощи афганскому народу. Министр обороны принял решение для обустройства войск 40 А и ОКСВА передислоцировать 159 одсбр в Афганистан, что и было сделано в период января — марта 1980 года. Задача была поставлена в первых числах января, личный состав 159-й отдельной дорожно-строительной бригады был снят со строительства автомобильной дороги союзного значения Чита — Хабаровск, около двух месяцев проводились приём и передача материальных средств, отбор и доукомплектование личным составом (до 5 000 человек), дооснащение и довооружение и слаживание воинских коллективов частей и подразделений. После этого личный состав и техника были сформированы в воинские эшелоны, погружены на воинские поезда и отправлены маршем к месту выполнения задач.
159-ю отдельную дорожно-строительную бригаду (159 одсбр) (войсковая часть (В/Ч) № 02172) в Республику Афганистан была направлена из Краснознамённого Дальневосточного военного округа (КДВО), дислокация город Белогорск, Амурской области. Лучший личный состав (отличники боевой и политической подготовки, коммунисты и комсомольцы) был отобран из состава частей и подразделений, дорожных войск, выполняющих задачи по строительству АД, М55 «Байкал» и М58 «Амур», в районах Забайкалья и Дальнего Востока.
Совершив марш железнодорожным транспортом, почти через всю Россию, воинские эшелоны прибыли в города Термез и Кушка. Ввод на территорию ДРА совершили своим ходом и на транспортных самолётах. Отдельная дорожно-строительная бригада введена в Афганистан в феврале — марте 1980 года в составе управления и 10-ти отдельных батальонов (3-и отдельных дорожных работ, 4-ре отдельных автомобильных, один отдельный механизации дорожно-строительных работ, один отдельный мостовой и отдельный ремонтный). В марте все части заняли, определённые руководством ВС СССР, места дислокации и приступили к выполнению поставленных задач. Для решения задач обустройства ОКСВА требовалось огромное количество строительных материалов и конструкций, если песок и гравий можно было, по согласованию с местными властями взять на территории ДРА, то всё остальное только из Союза. Сеть железных дорог в стране отсутствовала. Вся нагрузка по доставке материальных средств ложилась на автомобильный транспорт бригады. В дорстройбригаде по штату всего три отдельных автомобильных батальона, и нагрузки на них оказались неподъемные. Чуть позднее Заместителем Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск маршалом Н. Ф. Шестопаловым принимается решение о вводе в штат бригады ещё трёх оавтоб и одной роты тяжёлых машин — «Ураган» с многоосными прицепами (просторечие — трейлер).
Личный состав частей и подразделений 159 одсбр занимался строительством и обустройством подъездов к военным городкам, строительством военных городков, гарнизонов, ремонтом будущей штаб-квартиры ОКСВА. Автомобильные колонны 159 одсбр обеспечивали снабжение строительными материалами, горючим, продовольствием практически все строительные части ОКСВА. Подчинялась 159 одсбр управлению (штабу) 40 А.
В связи с отсутствием в штатном расписании отдельной дорожно-строительной бригады бронетранспортёров, подразделений охраны, трудностями по согласованию выделения моторизованных стрелковых подразделений для охраны автомобильных колонн бригады, дорожники первыми в ОКСВА, начали использовать «зушки» устанавливаемые на кузова бортовых автомобилей сначала ЗИЛ-130, позднее КамАЗ, зенитных установок ЗУ-23, для защиты от нападения автоколонн при совершении маршей, благо в составе соединения был «свой» рембат, где это всё делалось достаточно качественно, вплоть до обшивки бортов автомобилей железом, в качестве броневой защиты.
Выполнив задачи по обустройству соединений и частей 40 А, в 1984 году 159-ю отдельную дорожно-строительную бригаду переформировали в 58 оавтбр, соответственно на оснащение автобригады поступили на тот момент современные автомобили, в основном марки КамАЗ.
Автомобильные колонны 58 оавтбр обеспечивали снабжение боеприпасами, горючим, продовольствием практически все части и соединения ОКСВА, в своей зоне ответственности.
Основные маршруты следования колонн пролегали через перевал Саланг, Баграм, Кабул, далее — Джелалабад, Газни, Шахтджой, Гардез.
В основном использовались автомобили КамАЗ. Солдаты и офицеры колонн 58 оавтбр проявили мужество и героизм, выполняя многодневные рейсы в условиях высокогорья и минной опасности. Колонны часто подвергались нападениям со стороны душманов.
58 оавтбр выведена из Афганистана в Советский Союз в 1987 году и затем расформирована.
Бригада успешно выполнила поставленные перед ней задачи, в боевой обстановке построено десятки военных городков, перевезено из СССР тысячи тонн всевозможных грузов. За выполнение поставленной задачи сотни военнослужащих бригады были награждены орденами и медалями.
Состав
159 одсбр
В состав 159 одсбр входили:
Приданные (после ввода):
58 оавтбр
В состав 58 оавтбр входили:
Командиры (года)
Потери
Личный состав соединения, при выполнении интернационального долга, потерял 164 военнослужащих.
ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ СТАТЬИ: