58-я отдельная автомобильная бригада — формирование (соединение, бригада) специальных войск (автомобильных, ранее дорожных) 40-й армии, в составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (ОКСВА), в 19841986 годах, до этого периода — 159-я отдельная дорожно-строительная бригада (159 одсбр, войсковая часть (В/Ч) № 02172).

Сокращённое наименование — 58 оавтбр. Условное наименование — полевая почта (П.П.) № 26039.

История

Понимая важность Дальнего Востока и Казахстана для России и сложившуюся к тому времени международную обстановку, когда дело доходило до пограничных конфликтов (стычек) с Китайской Народной Республикой, достаточно вспомнить бои за остров Даманский на Дальнем Востоке, бои у Джунгарских Ворот в Южном Казахстане, Правительство СССР и партия приняли решение и издали постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД, автодорога) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии». В соответствии с ним были созданы четыре отдельные дорожно-строительные бригады, в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР), Вооружённых Сил СССР (ВС СССР), которые были размещены и приступили в 1970 году к строительству и реконструкции дорог Иркутск — Чита и Актогай — Дружба.

Финансирование строительства и реконструкции АД осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР.

Сформирование бригад 11-ти батальонного состава, с численностью личного состава около 5 000 человек в каждой, было поручено заместителю министра обороны по строительству и расквартированию войск и главкам военно-строительного комплекса МО СССР.

159 одсбр в 1971 году сформировало Главное управление специального строительства МО СССР (ГУСС МО) и направило её на строительство автомобильной дороги стратегического значения для государства Улан-Удэ — Чита, участок Мухоршибирь — Глинка, протяженностью 178,5 км.

В 1975 году для более оперативного руководства бригады были переподчинены Главному военно-строительному управлению МО СССР (ГВСУ МО).

Перед военными дорожниками была поставлены сложнейшие задачи. Им предстояло построить автомобильную дорогу стратегического значения для СССР Иркутск — Чита — Хабаровск — Находка в тяжелейших природных условиях. Грунты многолетней мерзлоты и труднодоступные горные районы, скальные выемки 9 — 11 категорий, где без буровзрывных работ невозможно пройти ни одного метра при строительстве дороги, болота, где предстояло сделать многометровые выторфовки и сплошное бездорожье с 40 — 50 градусными морозами «красиво» и не навязчиво дополняли общую картину производства строительных и дорожно-строительных работ. Суровые социальные и бытовые условия, отсутствие благоустроенного жилья, палаточные городки и вагончики ещё больше усугубляли обстановку, близкую к боевой.

По мере выполнения поставленных задач, части бригады перемещались на строительство АДи Чита — Хабаровск (Амурская колесуха).

Но обстановка в мире снова изменилась, и 25 декабря 1979 года руководство страны ввело ограниченный контингент советских войск (ОКСВА) (40-ю Армию, 40 А) в Афганистан для оказания интернациональной помощи афганскому народу. Министр обороны принял решение для обустройства войск 40 А и ОКСВА передислоцировать 159 одсбр в Афганистан, что и было сделано в период января — марта 1980 года. Задача была поставлена в первых числах января, личный состав 159-й отдельной дорожно-строительной бригады был снят со строительства автомобильной дороги союзного значения Чита — Хабаровск, около двух месяцев проводились приём и передача материальных средств, отбор и доукомплектование личным составом (до 5 000 человек), дооснащение и довооружение и слаживание воинских коллективов частей и подразделений. После этого личный состав и техника были сформированы в воинские эшелоны, погружены на воинские поезда и отправлены маршем к месту выполнения задач.

159-ю отдельную дорожно-строительную бригаду (159 одсбр) (войсковая часть (В/Ч) № 02172) в Республику Афганистан была направлена из Краснознамённого Дальневосточного военного округа (КДВО), дислокация город Белогорск, Амурской области. Лучший личный состав (отличники боевой и политической подготовки, коммунисты и комсомольцы) был отобран из состава частей и подразделений, дорожных войск, выполняющих задачи по строительству АД, М55 «Байкал» и М58 «Амур», в районах Забайкалья и Дальнего Востока.

Совершив марш железнодорожным транспортом, почти через всю Россию, воинские эшелоны прибыли в города Термез и Кушка. Ввод на территорию ДРА совершили своим ходом и на транспортных самолётах. Отдельная дорожно-строительная бригада введена в Афганистан в феврале — марте 1980 года в составе управления и 10-ти отдельных батальонов (3-и отдельных дорожных работ, 4-ре отдельных автомобильных, один отдельный механизации дорожно-строительных работ, один отдельный мостовой и отдельный ремонтный). В марте все части заняли, определённые руководством ВС СССР, места дислокации и приступили к выполнению поставленных задач. Для решения задач обустройства ОКСВА требовалось огромное количество строительных материалов и конструкций, если песок и гравий можно было, по согласованию с местными властями взять на территории ДРА, то всё остальное только из Союза. Сеть железных дорог в стране отсутствовала. Вся нагрузка по доставке материальных средств ложилась на автомобильный транспорт бригады. В дорстройбригаде по штату всего три отдельных автомобильных батальона, и нагрузки на них оказались неподъемные. Чуть позднее Заместителем Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск маршалом Н. Ф. Шестопаловым принимается решение о вводе в штат бригады ещё трёх оавтоб и одной роты тяжёлых машин — «Ураган» с многоосными прицепами (просторечие — трейлер).

Личный состав частей и подразделений 159 одсбр занимался строительством и обустройством подъездов к военным городкам, строительством военных городков, гарнизонов, ремонтом будущей штаб-квартиры ОКСВА. Автомобильные колонны 159 одсбр обеспечивали снабжение строительными материалами, горючим, продовольствием практически все строительные части ОКСВА. Подчинялась 159 одсбр управлению (штабу) 40 А.

В связи с отсутствием в штатном расписании отдельной дорожно-строительной бригады бронетранспортёров, подразделений охраны, трудностями по согласованию выделения моторизованных стрелковых подразделений для охраны автомобильных колонн бригады, дорожники первыми в ОКСВА, начали использовать «зушки» устанавливаемые на кузова бортовых автомобилей сначала ЗИЛ-130, позднее КамАЗ, зенитных установок ЗУ-23, для защиты от нападения автоколонн при совершении маршей, благо в составе соединения был «свой» рембат, где это всё делалось достаточно качественно, вплоть до обшивки бортов автомобилей железом, в качестве броневой защиты.

Выполнив задачи по обустройству соединений и частей 40 А, в 1984 году 159-ю отдельную дорожно-строительную бригаду переформировали в 58 оавтбр, соответственно на оснащение автобригады поступили на тот момент современные автомобили, в основном марки КамАЗ.

Автомобильные колонны 58 оавтбр обеспечивали снабжение боеприпасами, горючим, продовольствием практически все части и соединения ОКСВА, в своей зоне ответственности.

Основные маршруты следования колонн пролегали через перевал Саланг, Баграм, Кабул, далее — Джелалабад, Газни, Шахтджой, Гардез.

В основном использовались автомобили КамАЗ. Солдаты и офицеры колонн 58 оавтбр проявили мужество и героизм, выполняя многодневные рейсы в условиях высокогорья и минной опасности. Колонны часто подвергались нападениям со стороны душманов.

58 оавтбр выведена из Афганистана в Советский Союз в 1987 году и затем расформирована.

Бригада успешно выполнила поставленные перед ней задачи, в боевой обстановке построено десятки военных городков, перевезено из СССР тысячи тонн всевозможных грузов. За выполнение поставленной задачи сотни военнослужащих бригады были награждены орденами и медалями.

Состав

159 одсбр

В состав 159 одсбр входили:

    • Управлениевойсковая часть (В/Ч) № 02172, располагалось в Петровск-Забайкальский, Белогорск, полевая почта (П.П.) № 26039), Кабул;
      • Производственно-технический отдел
      • Производственно-техническое отделение
      • Плановое отделение
      • Отделение главного механика
      • Автомобильная служба
      • Политический отдел
      • Штаб
      • Отдел снабжения
      • Бухгалтерия
      • Редакция газеты «Сын отечества» (Забайкалье («Вперед»), Дальний Восток («Доблесть»), Афганистан («Сын Отечества»));
    • 5134-я контора материально-технического снабжения (5134 КМТС или База КМТС);
    • 1705-й отдельный батальон дорожных работ (дорожно-строительный батальон) (1705 обдр (одсб)) — В/Ч № 02263, Тарбагатай, П.П. № 35593, Шиндант;
    • 1707-й отдельный батальон дорожных работ (дорожно-строительный батальон) (1707 обдр (одсб)) — В/Ч № 02950, Хохотуй), П.П. № 35611, Баграм;
    • 1708-й отдельный батальон дорожных работ (дорожно-строительный батальон) (1708 обдр (одсб)) — В/Ч № 02952, Никольское, П.П. № 85643, Кабул (дворец Амина);
    • 1715-й отдельный мостовой (мостостроительный) батальон (1715 омостб (омостсб)) — В/Ч № 12618, П.П. № 35818 (сформирован на базе на базе 112 всо, 279 СУ ГУСС МО СССР) Кострома, Петровск-Забайкальский, Новопавловка, П.П. № 51035, Кабул (Тёплый Стан);
    • 1720-й отдельный батальон механизации дорожно-строительных работ (1720 обмдср) В/Ч № 12631, Кострома, Петровск-Забайкальский, Хохотуй, П.П. № 36663, Кабул (Тёплый Стан, дворец Амина);
    • 863-й отдельный автомобильный батальон (863 оавтб) — В/Ч № 12619, Ханхалой, Бад, П.П. № 85644 Кабул (Тёплый Стан);
    • 1582-й отдельный автомобильный батальон (1582 оавтб) — В/Ч № 02581, Петровск-Забайкальский, П.П. № 25982, Пули-Хумри;
    • 118-й отдельный ремонтный батальон (118 орб) или 118-я ремонтная база (118 РБ) — В/Ч № 77157, Петровск-Забайкальский, П.П. № 27980, Кабул (Тёплый Стан);
    • 5131-я промышленная база (5131-я база изготовления железобетонных изделий (5131 БЖБИ) — В/Ч № 51584, Петровск-Забайкальский, П.П. № 26190, Кабул (Тёплый Стан);
    • Н-ский отдельный учебный батальон (Н оучб) — В/Ч № 74571, Петровск-Забайкальский, Архара;

Приданные (после ввода):

    • 285-я отдельная рота тяжёлых машин;

58 оавтбр

В состав 58 оавтбр входили:

    • Управление (штаб) (П.П. № 26039), располагалось в Кабуле;
      • Газета «Сын отечества»;
    • 118-й отдельный автомобильный батальон (118 оавтб) (автомобильные колонны № 1181, 1182, 1183) П.П. № 69706;
    • 126-й отдельный автомобильный батальон (126 оавтб), П.П. № 25909 - автомобильные колонны) (Шинданд);
    • 261-й отдельный автомобильный батальон (261 оавтб) (колонны № 2611, 2612, 2613) до 1985 года В/Ч № 74578, с 1985 года П.П. № 63743; располагался до 1985 года в посёлке Уч-Кизыл под Термезом; с 1985 года на территории ДРА под Хайротоном);
    • 262-й отдельный автомобильный батальон (262 оавтб) (автомобильные колонны);
    • 466-й отдельный автомобильный батальон (466 оавтб), П.П. № 92583 (автомобильные колонны);
    • 2147-й отдельный батальон механизации (2147 обм), П.П. № 54839;
      • 1174 ПТОР;
    • 125 ВАИ;
    • 71 ВАИ;
    • ряд других частей и подразделений;

Командиры (года)

    • полковник Ю. В. Субботин, (1971 — 1973);
    • полковник А. А. Соловьев, (1973 — 1974);
    • полковник В. Д. Ковшов (1974 — 1981);
    • подполковник Н. В. Маланчук (1981 — 1983);
    • подполковник Е. Е. Литовченко (1983 — 1984);
    • полковник А. А. Колобов (1984 — 1985);
    • подполковник Е. В. Храмов (1985 — 1987);

Потери

Личный состав соединения, при выполнении интернационального долга, потерял 164 военнослужащих.

    • рядовой Садриев Марс Ризотдинович, 261-й отдельный автомобильный батальон, 5 апреля 1980 года;
    • лейтенант Галимов Фоат Хамзович, 261-й отдельный автомобильный батальон, 1 мая 1980 года;
    • ст. лейтенант? Конин Станислав Александрович, 261-й отдельный автомобильный батальон, 18 июня 1980;
    • ефрейтор Савин Виктор Николаевич, 1715-й отдельный мостостроительный батальон, 159 одсбр, 31 октября 1980 года;
    • рядовой Зуев Алексей Алексеевич, 466-й отдельный автомобильный батальон, 58 оавтбр, 1 февраля 1983 года;

 

 

ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ СТАТЬИ:

 



Ваш e-mail:*


Текст: